Аудит IT-компаний для “Дия Сити” – процедура и стоимость

Share on facebook
Share on linkedin

В ближайшее время в Украине будут реализованы новые подходы к развитию цифровой экономики. Благодаря недавно утвержденным парламентом изменениям в Налоговом кодексе (Закон 1946-IX) экосистема «Дия Сити» со специальным правовым режимом заработает с начала 2022 года.

Сергей Атамась, управляющий партнер, в своей статье для издания AIN.UA рассказывает о том, как IT-компании будут проходить аудит на соответствие критериям «Дия Сити» и как это повлияет на рынок таких услуг.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке


В ближайшее время в Украине будут реализованы новые подходы развития цифровой экономики благодаря недавно утвержденным парламентом изменениям в Налоговый кодекс (Закон 1946-IX) экосистема «Дия Сити» со специальным правовым режимом заработает с начала 2022 года.

Инициативы развития технологического сектора через благоприятные условия являются привычной мировой практикой стимулирования экономики. В Украине это важно еще и потому, что существует необходимость сделать рынок более прозрачным, навести порядок с оформлением сотрудников, вернуть часть выручки в украинскую юрисдикцию. Кроме ставки на свой органический рост отрасли, существуют ожидания относительно релокации зарубежных IT-компаний, поступления иностранных инвестиций в сектор.

Трудно спрогнозировать, какой популярностью у IT-компании будет пользоваться «Дия Сити». Но учитывая, что налоговыми преференциями могут также воспользоваться недобросовестные компании, государство добавило элементы контроля.

Так, например, для получения статуса резидента компании должны отвечать критериям, определенным в Законе 1667-ІХ «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине», а именно: 90% доходов от определенных видов деятельности, среднемесячный размер вознаграждения работников – не менее 1200 евро, численность работников более 9 человек и т.д.

Эти показатели будут ежегодно мониториться на основе представленных резидентами отчетов о соответствии и обязательных независимых выводов, предоставленных субъектами аудиторской деятельности. Форма отчета еще не утверждена, но его содержание определено Законом, включающим в себя подтверждение о соответствии резидента «Дия Сити» всем требованиям и утверждению по критериям.

Отчет о соответствии требованиям вместе с независимым заключением ежегодно до 1 июня предоставляют в уполномоченный орган. Следует обратить внимание на то, что не все аудиторские компании могут готовить независимое заключение. На 06.01.2022 функционировали 879 субъектов аудиторской деятельности, но только 219 компаний попадает под критерии Закона 1667-ІХ – пребывание в 3-м реестре с правом проводить обязательный аудит финансовой отчетности, определенном в Законе 2258-VIII «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности».

Подобное ограничение повышает уровень требований к аудиторским компаниям, одновременно участников 3-го реестра достаточно много и они многочисленны и представлены во всех регионах страны. Подробные списки контактов аудиторов всегда актуальны на сайте Аудиторской Палаты Украины.

Ценообразование в аудиторских компаниях очень отличается, и особенно это будет ощущаться в проектах первого года проверки. Кроме того, у аудиторских компаний могут возникнуть сомнения в выборе международных стандартов, регулирующих подходы аудиторов.

Я предполагаю, что базовым будет МСЗОУ 3000 «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов», или МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», если формировать независимое заключение в рамках классического аудита финансовой отчетности. Тогда аудиторы будут предоставлять уверенность о соответствии в отдельном разделе отчета независимого аудитора под заголовком «Отчет о требованиях других законодательных и нормативных актов».

МСЗОУ 3000 и МСА 700 регулируют задачи по уверенности, но первый не относится к аудиту, применяемому в контексте исключительно финансовой отчетности. И если с МСЗОУ 3000 нужно собрать доказательства для оценки утверждений резидентов «Дия Сити» в отчете о соответствии, то МСА 700 требует проверки всей финансовой отчетности в соответствии с концептуальной основой отчетности, оценкой системы внутреннего контроля, оценкой способности бизнеса продолжать свою деятельность и прочее.

Поэтому, пока будущие резиденты «Дия Сити» не проходят обязательный или инициативный аудит, МСЗОУ 3000 будет вариантом менее затратным и быстрым по срокам. При этом возможность искривления манипуляций с выполнением критериев на соответствие Закону 1667-ІХ будет на одинаковом уровне.

На мой взгляд, стоимость аудиторских услуг со временем может закрепиться на уровне $3000-$4000 со сроком выполнения около 2-3 недель для средних по размеру компаний-резидентов. Для крупных резидентов будет включаться в обычную цену аудит финансовой отчетности.

Стоимость обычно базируется на прогнозе времени, необходимого для выполнения задания аудиторской команде. Поэтому резидентам рекомендовано запрашивать калькуляцию от аудиторов и сравнивать разные предложения по стоимости времени, составу команды и срокам выполнения этапов проекта.

Если оценивать, насколько закон 1667-IX повлияет на аудиторский рынок, то можно воспользоваться ближайшими доступными данными. Общий объем рынка в 2020 году, по данным АПУ, составил 3,17 млрд грн. с ежегодным приростом около 10%. В 2022 году объем предоставляемых аудиторами услуг будет около 3,83 млрд. грн.

Согласно 360 Tech Ecosystem Overview, в Украине 1700 продуктовых компаний и 533 сервисных и если бы 70% этих компаний стали резидентами «Дия Сити» и воспользовались услугами аудиторов, новый сегмент на аудиторском рынке составил бы около 5%. То есть на уровне половины ежегодного прироста.

Следует также отметить, что для IT-компаний требование сотрудничества с аудиторами может стимулировать развитие корпоративного управления, поскольку повышение прозрачности финансовых систем и систем внутреннего контроля обычно частично устраняет сложности с аналитикой и прогнозированием и налаживает отношения с инвесторами.

Также надеемся, что специальный правовой режим “Дия Сити” благодаря своим условиям привлечет иностранные технологические компании. Это может усилить шансы достичь установленных государством целей к 2024 году — 10% доля IT в ВВП страны.


Сергей Атамась, управляющий партнер

Новости и Публикации

Ознакомьтесь с другими экспертными материалами Kreston Ukraine

НАШИ УСЛУГИ

Услуги Kreston Ukraine международным и украинским клиентам

Kreston Ukraine представляет одну из ведущих аудиторских практик в Украине

Предлагаем комплекс профессиональных услуг по снижению налоговых рисков в сфере трансфертного ценообразования

Оценка бизнеса и активов для финансовой отчетности, сделок с капиталом, международных финансовых учреждений

Реструктуризация бизнеса, финансовый и налоговый Due Diligence, консультации

ДОВЕРЬТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К KRESTON​