Что ждет Украину после запуска Россией Крымского моста? Партнер Kreston Andrey Popov рассуждает об экономических и геополитических последствиях этого события в своей колонке в журнале “Новое время.Бизнес”
Последствия постройки Крымского моста для России трудно переоценить – недаром объект был открыт столь необычно. Владимир Путин лично проехал по нему за рулём КАМАЗа.
К сожалению, последствия постройки данного моста трудно переоценить и для Украины.
Экономические потери
Пока не опубликована методология расчетов цифры потерь, озвученной на днях Министерством инфраструктуры Украины, 500 млн грн в год. Скорее всего, цифра крайне примерная. Напомню, что основная проблема – в высоте арочных пролетов Керченского моста, которые могут пропустить корабли с надводной частью не более 33 м. Глубоководный Мариупольский МТП, самый крупный на Азовском море, ранее принимал суда с высотой надводной части до 44 метров. Насколько высока была доля именно таких высоких судов в общем грузообороте и возможно ли будет обойтись без них, сказать сложно. По данным самого ММТП, теперь через Керчь-Еникальский канал не смогут пройти 144 судна, с которыми порт ранее работал.
Что можно предпринять?
После постройки Крымского моста, объективно критичным (по оценкам ММТП) стало направление Юго-Восточной Азии, куда прежде всего ходили крупнотоннажные суда с высокой надводной частью. В данном направлении шло примерно 1,5 млн тонн чугуна и металлопродукции, то есть, примерно 20% всего нынешнего грузооборота.
Впрочем, и до постройки моста трансконтинентальные суда загружались в Мариуполе лишь частично, после морем шли в Черноморские порты (Южный, Черноморский, Одесский МТП) и уже там дозагружались продукцией Днепровских и Криворожских меткомбинатов.
Следовательно, наиболее очевидным способом компенсации потерь от Крымского моста является дальнейшее развитие ж/д сообщения Мариуполя с “большой землёй” (в частности, повышение пропускной способности стыковой станции Камыш-Заря, через которую осуществляется железнодорожное сообщение со станциями Мариупольского узла). Это решит сразу две задачи. С одной стороны, позволит мариупольским метзаводам напрямую отгружать часть металла на Черноморские порты. С другой стороны, позволит Мариупольскому порту компенсировать потери грузооборота за счет привлечения на себя поставок сельхоз и других видов продукции со всей Украины, не требующей крупнотоннажных судов.
Тем более, что бесперебойное ж/д сообщение Мариуполя с остальной Украиной имеет сейчас не только экономическое, но и военно-стратегическое значение.
Основные потери – геополитические
К сожалению, основные потери Украины от постройки Крымского моста лежат не столько в экономической, сколько в геополитической плоскости.
- Россия еще раз подтвердила серьезность намерений, что в Крыму она всерьез и надолго, и никакие международные суды или надежды на то, что мост (или вся РФ) развалится и проблемы решатся “сами собой”, Москву не пугают.
- Азовское море окончательно превращается в озеро (впрочем, и до постройки моста РФ имела возможность перекрыть Керченский пролив, блокируя морское сообщение азовских портов Украины).
- Украина теперь практически полностью лишена рычагов влияния на Крым, поскольку после постройки моста РФ уже не нуждается в стабильности сухопутного коридора в аннексированный анклав. Например, в осенне-зимний сезон, когда паромное сообщение нестабильно.
- Главное – у России стало еще меньше сдерживающих факторов от более агрессивной политики в отношении Украины. После постройки моста и выхода на проектную мощность обходных газопроводов в Европу (в частности, Северного потока-2), заинтересованность РФ в существовании Украины ещё сильнее уменьшится.
Таким образом, новые вызовы перед Украиной требуют от элит еще большей осмотрительности и концентрации ресурсов в нужном направлении – прежде всего, в сфере инфраструктурных проектов. Поскольку время, к сожалению, играет не в интересах нашей страны.
Андрей Попов, партнер Kreston