Крупное дочернее предприятие: нюансы консолидации финансовой отчетности

Share on facebook
Share on linkedin

Иногда перед предприятиями возникает вопрос, нужно ли консолидировать финансовую отчетность в случае, если материнская компания по критериям Закона Украины № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относится к микро- или малому предприятию, в то время, когда его дочерние компании относятся к средним, крупным или предприятиям, представляющим общественный интерес.

Такая ситуация неоднозначна с точки зрения украинского законодательства и требует особого внимания со стороны аудитора. На какие законы опираться и как выглядит алгоритм консолидации финотчетности в такой ситуации, рассказывает Андрей Гриценко в своей статье для Finance.ua.

Читайте полный текст статьи по ссылке https://bit.ly/3AZWvRu

 


Ст. 1 ЗУ № 996-XIV подчеркивает, что консолидированная финансовая отчетность является единой экономической единицей. А ст. 12 ЗУ № 996-XIV отмечает, что предприятия, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, ответственность за составление консолидированного отчета лежит на материнском предприятии. В дальнейшем такой отчет может подвергаться аудиту, публиковаться на официальном сайте предприятия, подаваться в проверяющие органы.

Классификация групп юридических лиц

Действующей редакцией ст. 12 ЗУ № 996-XIV предусмотрено, что предприятия, контролирующие другие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не представлять консолидированную финансовую отчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из таких критериев:

– балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;

– чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро;

– среднее количество сотрудников – до 50 человек.

В то же время, в текущей редакции ЗУ № 996-XIV сохраняется определенная неопределенность. Во-первых, не очень четко выглядит формулировка «могут не представлять консолидированную финансовую отчетность», во-вторых, если критерии малых, средних и крупных предприятий четко определены, аналогичных критериев именно для групп компаний до сих пор не существует.

Очевидно, с подобной проблемой оценки групп компаний сталкивается много предприятий, поэтому на момент публикации статьи на сайте Минфина Украины на рассмотрении находится законопроект от 15.06.2021, предусматривающий внесение изменений и дополнений в ЗУ № 996-XIV // https://mof.gov.ua/uk/legal_acts_drafts_2021-485

Изменения и дополнения выглядят следующим образом:

  1. Группа – материнское предприятие и все его дочерние предприятия;

  2. Для целей Закона № 996 группа юридических лиц, состоящая из предприятия, контролирующего другие предприятия (материнское предприятие), и контролируемых им предприятий (дочерних предприятий), может принадлежать к малым, средним или крупным группам.

Малыми группами считаются группы, состоящие из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из таких критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро;
  • среднее количество сотрудников – до 50 человек.

Средними группами считаются группы, которые не отвечают критериям для малых групп, состоящих из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из таких критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 20 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 40 млн евро;
  • среднее количество сотрудников – до 250 человек.

Крупными группами считаются группы, состоящие из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности соответствуют двум из таких критериев:

  • балансовая стоимость активов – свыше 20 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – свыше 40 млн евро;
  • среднее количество сотрудников – свыше 250 человек.

Следует обратить внимание, что указанные критерии касаются суммарных показателей любой группы юридических компаний, независимо от того, насколько большими или малыми являются дочерние предприятия как отдельные экономические единицы, а также полностью сопоставимы с показателями классификации отдельных юридических лиц в соответствии с действующей редакцией ЗУ №966 -XIV.

Обнародование консолидированной финансовой отчетности

Статья 14 ЗУ №996 определяет такой порядок:

– предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичные акционерные общества, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке и субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме) и другим способом в случаях, определенных законодательство;

– крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (в полном объеме).

Порядок и сроки представления финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства в органы государственной власти, кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях, определяются Кабинетом Министров Украины, для банков – Национальным банком Украины.

Итак, алгоритм подготовки и обнародования консолидированной финансовой отчетности группой юридических лиц выглядит следующим образом:

  1. Определяем, к какой группе принадлежит юридическое лицо: малое, среднее или крупное;
  2. Если юридическое лицо принадлежит к малой группе, консолидированную финансовую отчетность можно не предоставлять;
  3. Если юридическое лицо принадлежит к средней или крупной группе, консолидированная финансовая отчетность должна быть подготовлена;
  4. Определяем, является ли предприятие представляющим общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичным акционерным обществом, субъектом естественных монополий на общегосударственном рынке и субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях. Если да, годовая отдельная и консолидированная финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением обнародуются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, на веб-странице и другим способом в случаях, определенных законодательством;
  5. Крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ценных бумаг, и средние предприятия обязаны обнародовать годовую отдельную и консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом;
  6. В процессе подготовки консолидированной финансовой отчетности соблюдать действующие требования МСФО (IFRS) 10 или НП(с)БУ 2, особенно в части соблюдения единой учетной политики.

 


Андрей Гриценко, старший менеджер по аудиту

 

Новости и Публикации

Ознакомьтесь с другими экспертными материалами Kreston Ukraine

НАШИ УСЛУГИ

Услуги Kreston Ukraine международным и украинским клиентам

Kreston Ukraine представляет одну из ведущих аудиторских практик в Украине

Предлагаем комплекс профессиональных услуг по снижению налоговых рисков в сфере трансфертного ценообразования

Оценка бизнеса и активов для финансовой отчетности, сделок с капиталом, международных финансовых учреждений

Реструктуризация бизнеса, финансовый и налоговый Due Diligence, консультации

ДОВЕРЬТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К KRESTON​