Налоговый Спас: когда в Украине заработает автоматический обмен информацией (CRS)

Share on facebook
Share on linkedin

Масштабные боевые действия в Украине на время отодвинули актуальность таких вопросов, как деофшоризация и борьба с уклонением от налогов.

В то же время приведение украинского налогового законодательства в соответствие с правилами и требованиями, действующими на территории Евросоюза, является условием для вступления в ЕС. Некоторое оживление этого процесса дало недавнее обретение Украиной статуса кандидата на членство.

Одним из обязательств является введение международного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых целях (CRS, Common Reporting Standard) между украинскими и зарубежными налоговыми органами.

Стандарт CRS внедрен в 2017 году Организацией экономического сотрудничества и развития (скор. ОЭСР, англ. OECD) и является частью так называемого Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shiftin, «Размывание налоговой базы и вывод доходов из-под налогообложения»).

В настоящее время к стандарту присоединились более 100 стран, в том числе страны ЕС и даже россия (в 2018 году). Запуск CRS в Украине был намечен еще на 2020 год, но постоянно переносился.

Что предусматривает законопроект Минфина?

12 августа 2022 года Министерство финансов Украины представило законопроект об имплементации стандарта CRS до конца этого года.

Согласно законопроекту, проводить надлежащую проверку счетов планируется начать с 1 января 2023 года. Если до конца 2022 не будет прекращено или отменено действие правового режима военного положения, дата может быть перенесена на 1 июля 2023 года, все остальные сроки также будут перенесены.

В июле 2024 г. должны осуществить первый обмен информацией за 2023 год.

 

Что это значит на практике и кого коснется?

Законодательство по автоматическому обмену информацией касается работы украинских банков (финансовых агентов), которые теперь будут выполнять требования CRS. То есть регулярно отчитываться о счетах нерезидентов в налоговые органы стран, где они зарегистрированы (если эти страны также участники CRS).
Учитывая, что Украина и до войны вряд ли была привлекательным местом для нерезидентов для уклонения здесь от налогов, то более важным является обратный обмен – то есть то, что украинская налоговая теперь сможет получить информацию от зарубежных коллег.

Вопрос относит нас к уже подзабытому законодательству о КИК (контролируемые иностранные компании), которое вступило в силу в Украине еще с 01 января 2021 года. Напомню, что согласно нему прибыль от любого иностранного юридического лица, которым владеет или контролирует резидент Украины, должна облагаться налогом в Украине (кроме случаев освобождения от налогообложения).

До внедрения CRS, отчетность по КИК и начисления налога на прибыль в Украине носила скорее добровольно-декларативный характер.

После начала работы системы автоматического обмена информацией налоговые органы получат доступ не только к сведениям об украинцах-владельцах иностранных компаний, но им также будет доступна информация, ранее являвшаяся банковской тайной: номера счетов КИК в иностранных банках, доходы от активной и пассивной деятельности, остатки средств на счетах и т.п.

Иностранный банк самостоятельно (без запроса) ежегодно обязан передавать всю информацию о счете в налоговые органы той страны, налоговым резидентом которой является владелец счета.

 

Насколько это сейчас актуально и осуществимо?

Законопроект и внедрение стандарта CRS в целом – сейчас скорее политический, чем экономический шаг. Это часть “дорожной карты” по вступлению в ЕС. А наличие оговорки в законопроекте о военном положении перекосит реальное начало действия стандарта на послевоенное время.

Внедрение CRS не позволит Украине стать классическим оффшором, но это и невозможно для страны такого размера и с такой сложной экономикой. В то же время автоматический обмен не запрещает внедрять льготные налоговые режимы, по типу «Действие. City» (например, стандарт CRS давно работает, скажем, в Эстонии или Ирландии, что не мешает им привлекать в страну глобальный бизнес).

Кстати, тоже самое можно сказать о риске, что из-за автоматического обмена и законодательства о КИК существенная часть налоговых резидентов Украины изменит резиденство. Проблема здесь не в обмене информацией, а в заманчивом налоговом режиме в стране в целом.

В то же время, максимальная интеграция в Западную экономическую и политическую инфраструктуру, без которой невозможно развитие конкурентной Украины, требует и таких шагов, как автоматический обмен налоговой информацией.

Андрей Попов, партер, СЕО

По материалам издания Mind.ua

Новости и Публикации

Ознакомьтесь с другими экспертными материалами Kreston Ukraine

НАШИ УСЛУГИ

Услуги Kreston Ukraine международным и украинским клиентам

Kreston Ukraine представляет одну из ведущих аудиторских практик в Украине

Предлагаем комплекс профессиональных услуг по снижению налоговых рисков в сфере трансфертного ценообразования

Оценка бизнеса и активов для финансовой отчетности, сделок с капиталом, международных финансовых учреждений

Реструктуризация бизнеса, финансовый и налоговый Due Diligence, консультации

ДОВЕРЬТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К KRESTON​