Существенные изменения, принятые в законодательстве о бухгалтерском учете и аудите в Украине, затронули большое число компаний, относящихся к категории средних и крупных.
В данной статье хотел бы обозначить санкции, которые могут грозить компаниям за нарушения, связанные с непубликацией финансовой отчетности и аудиторского заключения по требованиям нового законодательства.
Сразу отмечу, что штрафы сами по себе не столь существенны. Более весомый риск для крупных предприятий – непринятие налоговой декларации за 2019 год и последующих, если они были составлены на основе финансового результата по НП(С)БУ, а не по МСФО, и не подтверждены внешним аудитором. Для средних предприятий, особенно с иностранным капиталом, может быть важен сам факт нарушения местного комплаенса.
Итак,
- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» 996-XIV в редакции от 16.11.2018 никаких санкций для предприятий не содержит.
- Вопрос санкций/штрафов за нарушения регулируется Законом «Про аудит финансовой отчетности и аудиторскую деятельность» №2258-VIII от 21.12.2017.
- Данный Закон дополняет КУАП (Кодекс Украины про административные правонарушения) статьей 163-16. Эта норма вступила в силу с 01.01.2019.
«Статья 163-16. Нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности.
Нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом влечет за собой наложение штрафа от 1000 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан* (т.е. от 17 000 до 34 000 грн). Повторное нарушение, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию в текущем году, влечет за собой штраф от 2000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т.е. от 34 000 до 51 000 грн.)»
* Необлагаемый минимум доходов граждан = 17 грн.
- Важный момент. Если компания не устраняет своё нарушение (т.е. не готовит отчетность по МСФО и не проводит аудит) в течение срока, указанного в предписании надзорного органа, его могут оштрафовать повторно.
- Надзорный орган, который будет регулировать эти нарушения, указан в Законе про аудит.
«Статья 244-22. Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью.
Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом (статья 163-16, кроме совершения нарушений банками, небанковскими финансовыми учреждениями и эмитентами, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение профессиональными участниками фондового рынка), предоставлением аудитором, в определенных законом случаях, информации в Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (статья 166-26)»
То есть, Орган общественного надзора за аудиторской деятельность (ООНАД) будет штрафовать за нарушения все компании, подпадающие под обязательный аудит (неважно, крупные они или средние), кроме:
- банков (за ними, как и ранее, надзирает НБУ);
- финансовых учреждений, как, например, страховые и лизинговые компаний (надзиратель – Нацкомфинуслуг);
- публичных акционерных обществ, КУА (за ними, как и ранее, надзирает НКЦБФР).
Если Ваша компания подпадает под критерии средних или крупных предприятий, и у Вас остались вопросы в сфере нового законодательства, эксперты Kreston будут рады ответить на них.
Андрей Попов, партнер Kreston