Мировая статистика говорит о 10-15% потери оборота компании вследствие недобросовестных действий третьих лиц.
Украинская статистика говорит о более чем 30% потерь, понесённых в связи с фрод-фактором (ред. – мошенничество в сфере IT) в компаниях.
Что, как правило, находится под прицелом мошенников?
1.В первую очередь – активы компании:
- движимое имущество;
- недвижимое имущество;
- запасы компании;
- cash в кассе;
- объекты интеллектуальной собственности: тех. карты и рецептуры;
- корпоративные права и т. д.
2. Далее – незаконное искажение фин. отчётностидля тех или иных целей. Введение в заблуждение акционера, как, например, в одном кейсе, расследованием которого довелось заниматься. Тогда топ-менеджеры одной известной компании умудрились выплачивать royalty собственнику из кредитных средств.
Отсюда правило: если, будучи собственником, вы решили уйти из операционного контроля, вы:
а) Обязательно назначьте метрики, по которым будете сверять барометр успешности вашего бизнеса, сквозь призму различных KPI (ключевых показателей эффективности): grossmargine, EBITDA, net profit, retained earnings etc.
б) Назначьте внешнего незаангажированного человека либо аудиторскую компанию (обязательно с мировым брендом и репутацией, которым есть что терять), которые будут проверять реальность данных показателей во избежание кейса, где были взяты кредитные средства, с помощью которых выплачивались royalty акционеру, при том, что компания терпела реальные финансовые убытки. Собственник думал, что у него все отлично и он может наслаждаться отдыхом. На самом деле, финансовые данные надувались, а компания была фактически доведена до банкротства, доля рынка потеряна, а размер долгов — 10х к показателю EBITDA.
3. Это всякого рода kick-backs — откаты. Согласно мировой статистике, в 90% случаев мошенничества фиксируются в закупках сырья где, например, сотрудник департамента закупок вступает в сговор с поставщиком сырья, искусственно завышая закупочную цену в продажах. Коммерческий отдел — при продаже готовой продукции делает максимальный дисконт, и компания осуществляет продажу своей продукции с чистым убытком. Первая и последняя манипуляции возможны, когда в компании нет четких прописанных политик закупок и продаж.
Как минимизировать такого рода случаи действий недобросовестных лиц?
Выстраивайте максимальное количество анти-фрод барьеров, каждый из которых будет более дорогим, чем предыдущий. При таком подходе мошенничество со стороны злоумышленников станет финансово нецелесообразным.
Сделайте так, чтобы воровство в вашей компании было дорогим удовольствием, путем внедрения следующих правил:
- автоматизируйте все процессы;
- дробите и диджитализируйте свой бизнес;
- распределяйте полномочия и обязанности между менеджерами;
- проводите ежегодно спонтанную процедуру форензик;
- осуществляйте процедуру тайного покупателя;
- выстраивайте системы внутренних контролей на своём предприятии: регламенты, политики, систему compliance, RCM (risk control matrix);
- whistle blowing system — система обратной связи и т. д.;
- регулярно заказывайте спонтанную процедуру форензик, и тогда вы точно сможете приломить как локальную, так и мировую статистику фродов; сделайте так, чтоб у злоумышленников не осталось шансов.
С помощью инструмента форензик пробуйте свой бизнес на вкус. Тогда вы точно поймёте, чего стоит он и ваша команда.