Как спасти свой бизнес в Украине: практические советы предпринимателям

Share on facebook
Share on linkedin

В попытках выстоять перед общим врагом Covid-19 бизнес ищет новые пути для сохранения своей ликвидности и места на рынке. По всему миру правительства пытаются поддержать предпринимателей, вводя компенсации и льготы для компаний и их сотрудников. Правительство Украины также предпринимает попытки помочь национальному бизнесу, но пока что единственный реально действенный инструмент поддержки – налоговые каникулы – остается лишь планами. Поэтому компаниям необходимо понять, как выстоять против карантина своими силами.

 

1Примите реальность. Первое и самое главное, что должен сделать собственник,  осознать, что кризис не закончится через неделю после выхода с карантина. И даже через месяц. Составлять план работы нужно исходя из того, что по оптимистичному сценарию мировой бизнес придет в норму и восстановит процесс международной торговли к третьему кварталу 2020 года. Это если регионы, в которых сейчас бушует «корона», смогут остановить распространение недуга к лету. В противном случае, если болезнь не удастся обуздать и мир просидит под замком карантина до осени, строить прогнозы крайне сложно. Поэтому важно планировать работу в условиях кризиса и распределять ресурсы «с запасом».

2Минимизируйте кассовые разрывы. Это один из самых больших рисков, который нуждается в тщательном контроле. Для того, чтобы уменьшить угрозу, нужно внедрить системное прогнозирование и провести перераспределение денежных потоков. Если есть угроза разрыва, постарайтесь пересмотреть сроки платежей по договоренности с подрядчиками, поставщиками и арендодателями. Перенос сроков реально поможет удержать компанию на плаву. Помните, что прогноз движения денежных средств в условиях кризиса  главный управленческий документ собственника.

3. Маркетинг и продажи – в центр внимания. Оптимизируйте ваши траты, но при этом не урезайте маркетинг и систему продаж – сейчас, как никогда, необходимо апгрейднуть эффективность всех инструментов привлечения клиентов. Они должны быть точными и агрессивными. Затяжной кризис переживут только те компании, которые могут грамотно построить воронку продаж. Процессы понятны: для B2B делаем сильную аналитику и точные процессы нахождения потенциальных клиентов, для B2C подтягиваем системный интернет-маркетинг.

4. Адаптируйте бизнес-модельПроанализируйте, насколько уменьшился объем рынка и как он может измениться после завершения карантина. Понять поведение рынка в экстремальных условиях поможет анализ динамики в кризис 2008-го года. Разработайте продуктовую линейку, которая позволит вам сохранять позиции и расти в новой рыночной ситуации, или адаптируйте уже имеющиеся продукты таким образом, чтобы они повысили вашу конкурентоспособность. Для наглядного примера предлагаю посмотреть, как нам в Kreston удалось адаптировать аудит под условия карантина.

5. Анализируйте и оптимизируйте тратыПроведите ранжирование расходов. В категорию I отнесите жизненно важные для существования компании, в категории II обозначьте расходы второстепенного значения, а в категории III зафиксируйте вспомогательные. В случае, если видите на горизонте серьезные финансовые проблемы, сокращайте расходы, начиная с категории III. Если это не даст результатов, проанализируйте важность должностей – к сожалению, кризис принуждает к сокращениям многие компании. Но не увлекайтесь и не думайте, что сократив 60% штата вы избежите всех проблем и минуете кризис налегке. При хаотичной чистке от кадров вы рискуете потерять ценный ресурс – доверие и лояльность сотрудников, а восстановить его не получится никогда.

6. Контролируйте фондирование. Уже сейчас понятно, что доступ к кредитам и финансированию в скором времени рискует сильно ухудшиться, а на новые внешние поступления полагаться точно не стоит. Потому рекомендуем провести диалог с вашими банкирами и обсудить возможность открытия или расширения кредитных линий. Поговорите с акционерами и узнайте, готовы ли они вкладывать в бизнес в случае сильного снижения продаж или отказа банков. Это нужно сделать, чтобы уверенно строить стратегию работы и знать свои «тылы».

 

Любой кризис – это естественный отбор, чистка рынка от слабых компаний. Переживет ли ваше предприятие карантинный период и его последствия зависит только от эффективности управленческих решений и качества антикризисной стратегии. Когда вы возьмете под контроль панику и научитесь балансировать на штормовых волнах рынка, перед вами откроются новые возможности для развития. Используйте карантин, чтобы подтянуть навыки интернет-маркетинга и управления продажами, опробовать новые технологии и повысить личную эффективность.

Новости и Публикации

Ознакомьтесь с другими экспертными материалами Kreston Ukraine

НАШИ УСЛУГИ

Услуги Kreston Ukraine международным и украинским клиентам

Kreston Ukraine представляет одну из ведущих аудиторских практик в Украине

Предлагаем комплекс профессиональных услуг по снижению налоговых рисков в сфере трансфертного ценообразования

Оценка бизнеса и активов для финансовой отчетности, сделок с капиталом, международных финансовых учреждений

Реструктуризация бизнеса, финансовый и налоговый Due Diligence, консультации

ДОВЕРЬТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К KRESTON​