Форензик и психотипы. Классифицируем руководителей по подходу к проблеме мошенничества
В форензике, как, например, и в банковских организациях, тоже применяется процедура KYC (от англ. know your customer — знай своего клиента). Я в своей практике использую ее, в том числе, для определения психотипа заказчика. Это помогает лучше оценить каждого клиента, заранее понять, по какой траектории будет проходить сотрудничество с ним и чем оно может завершиться.
За последние 5 лет проведения проектов форензик мне удалось выделить шесть основных психотипов собственников. Они отражают их отношение к безопасности и подходы к ведению бизнеса в целом. В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями — это поможет многим предпринимателям оценить себя со стороны и, надеюсь, понять собственные ошибки в вопросах корпоративной безопасности.
- Собственник — принципиальный
Для таких предпринимателей не имеет значения материальность сумм, обнаруженных вследствие нанесённого урона компании, их финансовый и нефинансовый характер. Им важен сам факт выявленных злоупотреблений и, естественно, наказание виновных. Нередко, что называется, с публичной поркой — чтобы другим неповадно было. Принципиальные собственники всегда готовы к проведению процедуры форензик. Лучше всего отношение подобных людей к корпоративному мошенничеству и наказанию виновных иллюстрирует такой пример.
По итогам одного из расследований на вопрос собственника по поводу безнадёжно просроченной дебиторской задолженности в размере 3 млн грн финансовый директор ответил, что в разрезе их группы эта сумма нематериальна. Собственник не согласился и подчеркнул, что для него каждая гривна материальна, не говоря уже о 3-х млн грн.
- Собственник — продвинутый
Продвинутому интересны все новации в части корпоративной безопасности с немедленным внедрением их в компании по итогам проведения процедуры Forensic-check и применением цифровых решений, которые сейчас особенно в тренде. Такой тип собственника точно захочет видеть в Forensic report суммы реального и потенциального ущерба с расшифровками в разрезе департаментов, в которых они были идентифицированы, и людей, которые были в ответе за тот или иной бизнес-процесс. Далее следует немедленное внедрение всех рекомендаций с целью минимизации рисков возникновения злоупотреблений в будущем.
- Собственник — всезнайка
Он знает абсолютно о всех рисках на своём предприятии буквально до мельчайших подробностей, гордится этим, но — нередко — ничего не делает для того, чтобы минимизировать угрозы внутреннего мошенничества (fraud factor). Обычно таким собственникам я предлагаю только помощь в реализации решений по безопасности, так как у них самих чаще всего нет времени и/или команды для этого.
- Собственник — «потом»
Тип собственника, который знает о рисках в своей компании, признает их, но прокрастинирует и переносит усиление внутренних контролей на потом, поскольку всегда максимально занят операционкой.
- Собственник — «стоп-кран»
Таких собственников я также называю «демотиватор». У них есть привычка в самом конце проекта, когда мы с командой уже нашли большое количество доказательств мошенничества и злоумышленников нужно наказать либо инициировать уголовное дело, нажимать на «красную» кнопку и говорить «разберемся сами». Как правило, через некоторое время они возвращаются, рассказывают, что ничего не вышло и просят о помощи. В моей практике даже был случай, когда моего заказчика рейдернул оппонент. Рейдер просто подговорил других акционеров и те внеочередным собранием большинством голосов сняли человека с должности директора, лишив права подписи. После этого результатами нашей работы, естественно, никто уже не воспользовался. Вывод: по итогам процедуры форензик решение должно приниматься молниеносно. Но вдумчиво. Иначе добиться желаемого тоже не получится, но об этом дальше.
- Собственник — «поджигатель»
В отличие от «демотиваторов» «поджигатели», едва только получив отчет о промежуточных результатах и не дожидаясь завершения всего проекта, бегут «сносить» голову подозреваемым топ-менеджерам. Этим они нарушают один из главных постулатов процедуры: «Форензик — это блюдо, которое подается холодным». Почему он важен? Поясню на примере. На одном из проектов по итогам промежуточной презентации нашей командой результатов расследования собственник выхватил отчёт и со словами «я его порву на немецкий крест» сразу побежал к подозреваемому. Тем самым он раскрыл все наши наработки раньше времени вместо того, чтобы дождаться финала и, возможно, выйти на более материальные суммы и подельников подозреваемого менеджера.
Таким образом, «поджигатели» должны помнить, что отчет о промежуточных результатах и финальный отчет — это зачастую две разные вещи. Не нужно предпринимать что-либо раньше, чем будет установлена вся картина мошеннической схемы целиком. Чрезмерная спешка, как и чрезмерная медлительность, тоже чревата.
Вывод
Как видим, у всех владельцев бизнеса разные подходы к решению проблемы мошенничества. Не все готовы реагировать на ситуацию быстро, многие, наоборот, откладывают до лучших времен. Но лучших времен в случае с корпоративным мошенничеством не бывает, а вот дооткладывать до того, что станет совсем плохо — это всегда пожалуйста.
Какой из выше перечисленных психотипов соответствует вам, как собственнику? Ответьте на этот вопрос и сразу же поймете, какие ошибки вы можете допустить и как их избежать.