Изменения в трансфертном ценообразовании: Какие новшества вносит принятый законопроект №1210?

Share on facebook
Share on linkedin

16 января 2020 Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект, которым вводится трехуровневая структура документации для международных групп компаний, включающая в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting).

В этой статье мы рассмотрим основные нововведения принятого законопроекта №1210 относительно трансфертного ценообразования.

Связанность лиц

Кроме уже существующих критериев признания лиц связанными, принятым законопроектом был добавлен новый «при осуществлении хозяйственных операций образованиями без статуса юридического лица со связанным лицом любого из участников договора о совместной деятельности, размер вкладов которых в общее имущество составляет 25 и более процентов, связанными признаются образования без статуса юридического лица (договора о совместной деятельности) и такое связанное лицо любого из участников такого договора».

Кроме этого, ключевым изменением, по которому лица признаются связанными, является увеличение процента владения корпоративными правами с 20% до 25%. Это изменение также прослеживается и в ст. 39 Налогового кодекса Украины в контексте использования информации о сопоставимых юридических лицах для целей обоснования условий совершенных контролируемых операций принципа «вытянутой руки».

Сырьевые товары

Ст. 14 НКУ добавлено определение понятия котировочных цен. Согласно такому определению, котировочными являются цены на сырьевой товар в соответствующий период, полученные на международном рынке товаров. Котировочная цена определяется как цена (средняя цена) и/или диапазон цен на определенную дату или период времени.

Это нововведение направлено на трансформацию так называемых биржевых товаров в сырьевые и на установление более прозрачных и четких условий процесса обоснования контролируемых операций, где будут фигурировать сырьевые товары. При этом, такое обоснование будет осуществляться с применением метода сравнительной неконтролируемой цены в качестве приоритетного.

Налогоплательщик, осуществляющий контролируемые операции с сырьевыми товарами, должен уведомлять контролирующие органы о заключении соответствующего договора (контракта). Это уведомление фактически будет подтверждением того, что согласование существенных условий договора (контракта) осуществлялось сторонами контролируемой сделки на момент заключения такого соглашения.

Таким образом, налогоплательщик имеет право осуществить сравнение цены контролируемой сделки с котировочной ценами на ближайшую дату до даты ценообразования, согласованной сторонами контролируемой операции.

В противном случае контролирующий орган будет проводить сравнения цены контролируемой сделки с котировочными ценами на дату перехода права собственности предмета контролируемой операции или на дату отгрузки товара согласно товарно-транспортным документом.

Отметим, что перечень сырьевых товаров определяется Кабинетом Министров Украины. Кроме этого, рекомендованный перечень источников информации для получения котировочных цен обнародуется Центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.

Проверка деловой цели осуществления операций

Следующим нововведением стало определение критериев отсутствия разумной экономической причины (деловой цели) для налогоплательщика при осуществлении операций с нерезидентами, а именно:

  • главной целью или одной из главных целей операции и/или ее результатом является неуплата (неполная уплата) суммы налогов и/или уменьшения объема налогооблагаемой прибыли налогоплательщика;
  • в сопоставимых условиях лицо не было бы готово приобрести (продать) такие работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров, у несвязанных лиц.

Отныне, в документации по трансфертному ценообразованию, налогоплательщик должен предоставить обоснование экономической целесообразности (экономической выгоды) операции и наличия деловой цели (для операций, отличных от товарных).

В случае доказательства контролирующим органом отсутствия деловой цели в совершенных операциях, финансовый результат от операционной деятельности налогоплательщика увеличивается на сумму расходов, понесенных им в таких операциях с нерезидентами.

Корректировка финансового результата

Согласно принятым изменениям, финансовый результат налогоплательщика увеличивается на сумму 30% стоимости товаров, работ и услуг, реализуемых в пользу резидентов «низконалоговых» государств (территорий) и контрагентов, организационно-правовая форма которых включена в утвержденный Кабинетом Министров Украины перечень.

Как и в случае с пп. 140.5.4 Налогового кодекса Украины, требование применения налогоплательщиком вышеупомянутой корректировки можно избежать, если операция не является контролируемой и сумма таких доходов подтверждается плательщиком налога по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» без представления отчета.

Новости и Публикации

Ознакомьтесь с другими экспертными материалами Kreston Ukraine

НАШИ УСЛУГИ

Услуги Kreston Ukraine международным и украинским клиентам

Kreston Ukraine представляет одну из ведущих аудиторских практик в Украине

Предлагаем комплекс профессиональных услуг по снижению налоговых рисков в сфере трансфертного ценообразования

Оценка бизнеса и активов для финансовой отчетности, сделок с капиталом, международных финансовых учреждений

Реструктуризация бизнеса, финансовый и налоговый Due Diligence, консультации

ДОВЕРЬТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛАМИ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К KRESTON​